Как проходят строительные тендеры после реформы госзакупок
Самой скандальной сферой государственного управления являлись строительные тендеры. До принятия реформы закупки проводились скрытно и даже просто узнать о проведении тендера на строительство было непросто. Заказчики использовали различные методы недопуска и дискриминации сторонних участников.
Поскольку тендеры на строительство имеют глубочайшую специфику, у Заказчиков всегда есть возможность выписать квалификационные требования под одного конкретного участника, особенно учитывая сложность доступа к тендерам как для участников, так и для контролирующих органов. Таким образом, тендеры на строительство и ремонт выигрывали не те компании, которые предлагали наиболее выгодные условия, а те, у владельцев которых была «закадровая» договоренность с заказчиком. Вследствие подобных сговоров государство теряло миллиарды гривен, а качество выполнения работ зачастую оставляло желать лучшего, ведь выбор исполнителя не основывался на его профессионализме.
С 2016 года государственные учреждения проводят тендеры по строительству через систему Прозорро и непорядочные действия Заказчиков теперь легко обнаружить и проанализировать. С новыми правилами работы Подрядчикам стало проще получить требования к участникам, также Подрядчик может задавать вопросы через электронную площадку, на который Заказчик обязан ответить в установленные сроки.
На строительство тендеры проводятся регулярно, особенно в Киеве, где реализуются масштабные проекты по реконструкции инфраструктуры, возведению новых объектов, проводится ремонт дорог и общественных учреждений. Сложно переоценить выгоду компании от выигрыша подобного тендера, поэтому в данной сфере имели место коррупционные схемы и теневые договоренности, борьба с которыми – одна из основных целей реформы госзакупок. Система Прозорро уже сэкономила не один десяток миллионов бюджетных средств, сделав более прозрачными взаимоотношения заказчиков и подрядчиков. Появилась возможность контролировать соблюдение требований системы, своевременно выявлять нарушения, а возможность участвовать в редукционах и выигрывать государственные строительные тендеры стала доступней для профильных предприятий.
«С внедрением системы Прозорро государственный строительный тендер стал главной целью для отдела продаж нашего предприятия. Теперь нет потребности ехать «на поклон» к чиновнику для того, чтобы выпросить возможность участия в закупке. Нам пришлось год тому назад качественно укомплектовать наш юридический департамент, чтобы защищать интересы нашей организации в отношениях с Заказчиками, поскольку фактически выиграть тендер на строительные работы – это только 20% пути.
После этого идет процесс подписания договора, выполнения работы, а также прием работ со стороны Заказчика. На каждом этапе государственного тендера «чужой» Заказчик пытается вставить палки в колеса, чтобы получить неправомерные бонусы. В 2016 году мы приняли решение, что наша организация не будет договариваться с чиновниками с помощью «пряников» и все несправедливые претензии по отношению к нам мы будем оспаривать исключительно в юридической плоскости. Спустя 2 года мы пришли к выводу, что сделали правильный выбор и выиграли не один тендер. Строительство всегда будет одной из самых перспективных отраслей нашей экономики и нужно как можно быстрее привыкать к новым реалиям и методам работы» - прокомментировал свой опыт представитель одной из строительных компаний Днепропетровской области.
Строительный тендер особенно интересен профильным компаниям, если заказчиком является государство. В данной сфере возможны наиболее масштабные проекты с гарантированной оплатой, а значит, предприятие сможет обеспечивать работой сотрудников и получать стабильный доход. Государственный тендер на выполнение строительных работ для добросовестного исполнителя фактически является «путевкой» в лидеры отрасли.
Похожие страницы: